Имеется у меня пунктик.

Я очень ревностно отношусь к личным границам — как к своим, так и к чужим. Хлебом не корми, дай поненавязываться. Причем это относится как к физическим границам, так и к аудиовизуальным. Я не люблю шумных людей, громкие звуки, слишком яркие кислотные цвета. А еще когда хожу, постоянно оглядываюсь за плечо — и не потому что я параноик, просто с годами понял, что люди вообще не смотрят куда идут, и бремя не устроить ДТП на узкой тропинке ложится на мои плечи.

Поэтому когда я ходил на практику по вождению, смотреть в зеркала было для меня естественно, хотя и непривычно сперва — ведь предметы, как мы знаем, находятся ближе, чем кажутся. На права, впрочем, я так и не сдал, но эксперимент был интересный.

В связи с этим хочу еще байку рассказать, с очень длинным вхождением в контекст. Кажется я еще не рассказывал.

Иногда я летаю в авиасимуляторах, как правило это DCS, про боевые самолеты, и есть там один ужасно красивый шведский самолет 60x годов, AJS-37 Viggen. Вообще на мой взгляд французы и шведы делают самые красивые самолеты, но это тема отдельного разговора.

Так вот, Viggen известен тем, что это один из немногих самолетов такого типа с системой реверса. Реверс (дайри образовательный пошел, ага) сейчас ставится практически на все реактивные лайнеры, это обычно такая система шторок, которые открываются после посадки и перенаправляют реактивный поток вперед, помогая тормозить. Но на истребителях реверс штука очень редкая — там обычно каждый грамм веса на счету, и проще сделать полосу подлиннее, чем возиться с еще одной системой.

Но шведы ребята особенные, и концепция у них тоже особенная. Дело в том, что в 60-е шведы полагали, что в случае войны с Россией все аэродромы могут быть уничтожены, и готовились к тому, чтобы их самолеты могли работать с автострад. А автострады, в свою очередь, не всегда имеют достаточно длинные прямые участки. Поэтому они просто взяли и поставили систему реверса на Viggen.

Я предупреждал, что вступление будет очень длинным, перехожу к сути. Это уже было после того, как я прошел практику, я полетал в симе, приземлился, доехал до ангара и вдруг подумал: у меня же есть задний ход. Дай-ка я попробую припарковаться в ангар (который лишь чуть шире размаха крыльев)

И припарковался! С первого раза идеально заехал задом в ангар, ровно по центру. Вот бы на экзамене так. В реальности кстати так никто не делал почти, потому что при езде задним ходом был шанс при торможении сесть прямо на хвост.

Такая вот байка.